
Интервью с психологом Сергеем Жадько
Как психология пришла в вашу жизнь?
Мне было интересно, почему люди поступают тем или иным образом. Меня удивляло то, почему люди противоречат сами себе. Например, почему в обыденной жизни они ведут себя исходя из своих представлений и убеждений, а в критической ситуации – совершенно по-другому — вопреки самим себе.
Мне было лет 16, и это меня заставляло задумываться: «Почему так».
Какой был путь к мысли работать психологом?
Сначала я пошел в армию. Хотел поступать на философию. А потом созрело решение стать психологом. Сейчас я понимаю, что это был интуитивный выбор.
У меня всегда было стремление что-то давать людям. И, наверное, это бессознательно было стремление помочь себе прежде всего, и, в совокупности, уже другим. Было такое внутреннее состояние.
А как психология вам помогла?
Мне помогли знания о том, как понимать себя. У меня было раньше много вопросов, но не было ответов. Родители на них не отвечали, близкое окружение тоже. И у меня было большое стремление познавать себя.
Когда я начал развиваться, читать литературу, то я стал искать ответы на вопросы о том, кто я такой, для чего я здесь и прочее. Хотя, конечно, когда я только начал познавать себя, у меня количество вопросов увеличилось – их стало ещё больше.
Насколько хорошо в университете готовят к тому, чтобы работать психологом?
Для меня это «винегрет». Считаю, что в плане практической помощи людям, я научился всему сам.
Нельзя говорить, что меня не научили – это будет значить снять с себя ответственность. Скажем так: «Я не научился». Или не было так дано, как мне это было нужно.
В любом случае, совокупность опыта тех людей как-то повлияла на меня. Но если подходить в целом, я бы поменял эту систему полностью.
Акцент там делается 95 процентов на теоретическую часть, причем из нее 70 процентов ненужной. А практическая часть, то, как применять теорию на практике, особенно на живом примере, отсутствует.
Это печально, потому что молодой человек или девушка выходят из университета, и у них абсолютно нет практической подготовленности.
После университета я пошел в гущу событий, чтобы действительно практиковать и браться за трудные ситуации, мне было это интересно.
Куда именно?
Я пошел в детский дом, интернат, в хоспис, — в такие, в какой-то степени, тяжелые места. У меня был потенциал, было желание. И я очень благодарен всем тем людям, которые мне мешали, и тем, которые помогали, что благодаря этому сформировал свое представление о том, как помогать людям.
До этого момента, мои представления и ожидании были в чем-то иллюзорные, наивные. Этот опыт помог мне увидеть суть, как помогать людям, и в чем им нужна помощь. Это было для меня важно. Трансформация моих представлений, убеждений, и уже конкретное, своё мнение, убеждение и практика.
Каким должен быть психолог? Хороший психолог – какой он?
С моей точки зрения, хороший психолог — это человек, у которого есть своя индивидуальность, свои убеждения, своё мировоззрение, внутренняя свобода. Он избегает действовать по какой-либо кальке. По сути, если брать великих корифеев психологии – они все помогали и исцеляли людей личностью. Все их теории – это их выраженная личность.
Понятно, что нужно брать везде, все доступные теории и практики, и уже из них и делать что-то своё. Формировать собственное представление о том, что такое человек и как ему нужно помогать, опираясь на опыт других людей.
Конечно, есть определенные характеристики: интеллект, интуиция, чувство юмора, умение любить – это вообще одна из ключевых способностей человека. Это для психолога важно.
Также психологу нужно взаимодействовать без осуждений людей, ни в коем случае не быть судьёй. Ему нужно критически анализировать, но, без оценочно, быть зеркалом.
Раскладывая по фактам и показывая человеку, что, если вы будете делать вот так – это приведет к такому результату. А вот это действие будет вас развивать, и вы перестанете страдать.
Насколько сложно работать?
Сложно трудиться с теми людьми, у которых нет на самом деле желания меняться. Которые пришли только за вниманием и за жалостью к себе. Конечно, многим свойственно жалеть себя, но, когда ты начинаешь становиться для них зеркалом, открывать, в чем суть их поведения и какая в этом выгода, многие осознают это — и начинают вдохновляться.
Но у определённой части клиентов нет по-настоящему стремления и желания преобразовываться.
Это связано с темой ответственности, о которой вы ведёте лекции, тренинги?
Это фундаментальная тема. Когда я к ней пришел, я понял, что это одна из ключевых тем. Она как формула — везде будет действенной. Как позвоночник – основа нашего скелета.
Если ты считаешь, что то, что с тобой происходит – это из-за кого-то, из-за обстоятельств, из-за того, что случилось когда-то – это именно об этом. Если ты взрослый человек – ты сам творишь свою судьбу. Даже если ты не осознаешь последствий своих поступков – это не значит, что их не будет. Ты всегда делаешь выбор – и он определяет, каким ты будешь. И ответственность за это – на твоих плечах.
Ещё такая тема, с чем я сталкиваюсь – очень большое количество людей к себе безразлично. Не любят себя, не развита способность любить. Не в плане «целоваться-обниматься», а в глобальном, глубинно-духовном понимании этого.
Прежде всего, в отношении самого себя, и, как следствие, в отношении мира и других людей.
Важная тема для психологов – это ресурс. Что дает вам силы работать? Что помогает?
Помогает стремление быть самому целостным. Это состояние надо постоянно поддерживать. Я тружусь над собой сам, всё время, во всех сферах – в интеллектуальной, в духовной, в физической.
Человек – это целостная система, если мы ударимся во что-то одно и забудем про другое – мы будем сильно выпадать. Можно быть очень умным профессором, но его тело может быть в ужасном состоянии. Или человек может быть хорошо развит физически, но его интеллект и душа будет слабо развиты.
Какой клиент для вас самый сложный?
Периодически сталкиваюсь с этим. Раньше было такое – «пришел, а делать ничего не хочет». Теперь я к этому по-другому отношусь.
Если клиент сложный – значит, мне нужно самому прокачиваться. Значит, это возможность для меня стать сильнее, умнее, опытнее. Если мне сложно — значит, что-то резонирует со мной. Тогда, по сути, сложный клиент для меня выступает учителем, потому что он дает мне возможность научиться взаимодействовать с такими людьми и открыть в себе какую-то новую грань.
Знание психологии мешает или помогает в жизни?
Знание психологии, конечно, помогает. Помогает видеть суть человека. По себе могу сказать, что у меня есть интуитивный такой «сканер», когда можно взглянуть человеку в глаза и видеть его суть. Я это чувствую, и могу по косвенным фактором понять, чем человек живет.
С моей точки зрения, если ты выбрал эту профессию – это призвание. Она очень глобальная и ответственная. Потому что благодаря этой профессии можно помочь человеку преобразиться.
Что заряжает в работе?
Тот момент, когда люди приходят с улыбкой. После некоторого времени нашего взаимодействия, после того, как они трудятся, момент, когда они приходят с улыбкой, я спрашиваю: «Как ваши дела», а они отвечают «Хорошо» или «Прекрасно». Они улыбаются, часто меняется их лицо или взгляд, загораются глаза.
Ещё на тренинги, на телесной терапии или групповой – ты приходишь – а люди как будто «включились». С уровня «выживания» они начинают жить. Это действительно вдохновляет, ещё сильнее укрепляет веру в человека и человечество, и в то, что ты делаешь. Это придает смысл.
Приятно осознавать, что смысл, который есть у меня – он здесь и сейчас, и это зависит именно от меня. Насколько я вложусь, отдамся, настолько и будет результат. Понятно, что здесь есть ответственность клиента. Если клиент не хочет трудиться – ничего не получится. Задача психолога – вдохновить, зажечь, чтоб человек поверил в себя, в свою внутреннюю творческую силу, тогда будет результат.
Каким принципам в работе следуете?
В процессе терапии обязательно избегать играть в «спасателя-психолога». Соблюдать равенство, проявлять уважение и заботу. Понятно, что, на данный момент, я являюсь проводником по отношению к тому человеку, который пришел ко мне на терапию. Но я всегда держу в своем сознании понимание того, что мы не лучше, и не хуже друг друга, что мы во многом похожи, и во многом очень разные. Важно понять и уметь принимать человека.